Доклад на XI съезде национальной организации дезинфекционистов

Задачи дезинфекционной службы по реализации Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».



Необходимая эффективность работы по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний не может быть обеспечена без рационального использования методов и средств неспецифической профилактики. В связи с этим дезинфекция является непременным и важным разделом в системе мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Как отмечено в Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005, серьезной проблемой для общества стали социально обусловленные болезни - алкоголизм, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем, в обществе назрела необходимость принятия решений о проведении структурных и организационных преобразований в системе здравоохранения и изменении функций ряда медицинских служб с целью уделить больше внимания проведению предупредительных мероприятий, направленных на охрану здоровья населения и профилактику заболеваний.

В этом контексте значение организаций дезинфекционного профиля приобретает особую роль. Дезинсекционные, дератизационные, дезинфекционные мероприятия, проводимые в очагах геморрагических лихорадок, клещевого энцефалита, меры по предупреждению распространения кишечных инфекционных заболеваний, других инфекционных эпидемических болезней являются во многом ведущими для профилактики этих заболеваний.

Вместе с тем, роль дезинфекции далеко не ограничивается борьбой с инфекционными заболеваниями. Немаловажной и та функция дезинфекции, которая обеспечивает устранение бытовых насекомых и грызунов из непосредственного ок-ружения людей. Таким образом, дезинфекция выходит за рамки соб-ственно эпидемиологии инфекционных заболеваний, являясь разде-лом профилактической медицины в широком смысле этого слова.

Вопрос о месте и роли дезинфекционных мероприятий в системе обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населе-ния является актуальным не только непосредственно для данной службы, но и для исполнительных органов на местах, учреждений са-нитарно-эпидемиологического надзора и лечебной сети.

Введение в действие пакета документов обновленного законо-дательства в области охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения ставит проблему разработки и научного обоснования путей и методов реформирова-ния дезинфекционной службы с целью оптимизации ее структуры, функций и управления.

Непременным условием эффективной деятельности организаций дезинфекционного профиля является приведение всей системы организации и осуществления дезинфекционных мероприятий в строгое соответствие с действующим законодательством. В последнее время принят ряд важнейших нормативных правовых актов, имеющих непосредственной отношение к этой теме.

Базовыми являются Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», принятое в его развитие Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», а также Приказ Минздрава России от 22 ноября 2000г. № 409 о реализации этого постановления. В ряду важнейших документов - Постановление Правительства РФ от 20 июня 2001 г. № 474 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, Положения о лицензировании деятельности по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ и Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний», Федеральный закон от 8 августа 2001 года, № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Минздравом России подготовлены письма с разъяснениями порядка реализации нормативных правовых актов:
- «О реорганизации учреждений дезинфекционного профиля»
- «О лицензировании деятельности по осуществлению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ»
- «Об аудиторских проверках»
- « О правовом регулировании в сфере лицензирования»
- «О подготовке уставов федеральных государственных унитарных предприятий»
- «Об отмене неутвержденных отчетных форм»
- проект приказа «О государственной регистрации дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств» и ряд других.

Исходя из требований перечисленных документов, важнейшей задачей сегодня является реорганизация учреждений, структурных подразделений центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора дезинфекционного профиля, входящих в систему государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

В итоге реорганизации в каждом субъекте Российской Федерации должно быть образовано одно федеральное государственное унитарное предприятие дезинфекционного профиля с сетью подчиненных ему дочерних предприятий, филиалов, представительств. Отделы профилактической дезинфекции должны быть ликвидированы, в центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора образованы структурные подразделения по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора за организацией и проведением работ по дезинфекции, дезинсекции, дератизации, либо выделены специалисты в существующих структурных подразделениях.

Со времени принятия Постановление Правительства Российской Федерации, утвердившего Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации прошло более года, однако реорганизация с создание федерального государственного унитарного предприятия (ГУП), как это предусмотрено постановлением, произведена лишь в 6 территориях (Иркутск, Владивосток, Астрахань, Московская область, Липецк, Самара), еще шесть (Волгоград, Киров, Новосибирск, Санкт-Петербург, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия - Алания) подготовили необходимые документы, которые в настоящее время находятся на согласовании в соответствующих министерствах и ведомствах. Это крайне неудовлетворительные темпы. Следует иметь в виду, что с точки зрения законодательства, организации дезинфекционного профиля, если это не ГУПы - не являются организациями, входящими в систему государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации со всеми вытекающими отсюда последствиями. Отделы профилактической дезинфекции в составе центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора также являются нелегитимными.

В настоящее время в систему государственной санитарно-эпидемиологической службы входят 134 государственных унитарных предприятия дезинфекционного профиля, 51 дезинфекционная станция, 2606 отделов дезинфекции (профилактической и очаговой).

Государственные унитарные предприятия организованы в 44 субъектах Российской Федерации, в том числе в Курской области - 19, в Московской области - 13, Кемеровской и Ростовской - по 8, Саратовской и Владимирской - по 7, Амурской и Челябинской - по 6, а также в Волжско-Уральском и Дальне-Восточном регионах на транспорте.

Сопоставимым по численности является количество негосударственных дезинфекционных предприятий. В 2000 году таких предприятий в России зарегистрировано 457, что почти в полтора раза больше, чем в 1999г. Наибольшее их количество в Москве - 125, Самарской области - 65, Санкт-Петербурге - 35, в Московской области - 27. Всего негосударственные дезинфекционные предприятия зарегистрированы в 42 субъектах Российской Федерации.

В негосударственных дезинфекционных предприятиях по неполным данным занято должностей - 1452, в том числе врачей - 217, то есть штаты негосударственных дезинфекционных структур ориентировочно составляли от 5 до 7 процентов от штата государственных дезинфекционных учреждений. Ими выполнено более 14 процентов работ по дезинсекции и около 7% по дератизации, что свидетельствует о более высокой производительности труда в этих организациях.

Анализ объема и качества выполняемых работ показывает, что за последние 5 лет объемы дератизационных мероприятий в целом по России сокращались ежегодно в среднем - на 6,5%. Вместе с тем, показаители качества в последнии годы улучшались - заселенность грызунами уменьшилась на 1,8%, а в очагах зоонозных инфекций - на 11,7%. Вместе с тем, в республиках Карелия, Мордовия, Алтай, Пензенской, Ульяновской, Камчатской, Магаданской, Омской, Томской областях, Эвенкийском Чукотском, Ненецком, Ханты-Мансийском автономных округах показатели эффективности работ по дератизации значительно хуже средних по Российской Федерации.

В 2000 г. число случаев инфекционных заболеваний, при которых обязательно проведение заключительной дезинфекции в очагах, увеличилось на 3,1% и составило 1.010.879 случаев. Показатель полноты выполнения заявок на заключительную дезинфекцию составил 94,2%. Однако в республиках Карелия, Тыва, Амурской области, Корякском , Эвенкийском автономных округах обработывается лишь от 50 до 70 процентов очагов.

Предприятия дезинфекционного профиля являются коммерческими организациями, действующими на принципах хозяйственного расчета и являются объектами федеральной собственности. Вместе с тем, они решают общегосударственные задачи - профилактика инфекционных заболеваний населения Российской Федерации, предупреждение вредного влияния неблагоприятных условий труда, быта, факторов окружающей среды на здоровье человека, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Это требует налаживания и поддержания тесного взаимодействия этих организаций с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Взаимодействие требуется в первую очередь в вопросах обмена информацией об эпидситуации, обеспечении нормативной, распорядительной документацией, поступающей из вышестоящих органов и учреждений, организации и проведения последипломной подготовки, осуществления научных исследований, разработки и выполнении региональных и местных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения территории. Важным аспектом является контроль за деятельностью коммерческих организаций, осуществляющих производство дезсредств и оказывающих услуги в этой области.

Проблема организации взаимодействия учреждений дезинфекционного профиля и центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора приобретает особую актуальность в условиях реорганизации, следствием которой должна стать полная юридическая и организационная самостоятельность федеральных государственных унитарных предприятий и их структур. Все чаще обсуждаются вопросы о «выгодности» или «невыгодности» работ, имеющих важнейшее противоэпидемическое значение, об эффективности госсанэпиднадзора в части организации и проведения профдезработ на объектах, о финансовых взаимоотношениях учреждений дезинфекционного профиля и центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Приобретает особую актуальность и вопрос об ответственности учреждений дезинфекционного профиля за качество и эффективность проводимых работ, что особенно ярко проявилось в южных регионах страны в ходе осуществления мер по борьбе с Конго-Крымской геморрагической лихорадкой, лихорадкой Западного Нила. В этом же ряду известные случаи нападения крыс на людей в ряде учреждений Астраханской области.

Актуальным вопросом, непосредственно связанным с деятельностью организаций дезинфекционного профиля, является вопрос об используемых в работе препаратах. Имеется в виду их безопасность для здоровья населения и персонала, эффективность этих препаратов, экономические аспекты. Следует констатировать, что серьезного анализа в этой сфере не проводится, хотя отдельные данные свидетельствуют и о наличии профессиональных заболеваний при употреблении ряда дезсредств, и о несоответствии заявленных и фактических свойств у ряда препаратов, и о высокой стоимости ряда из них. Немаловажным является вопрос и о собственном производстве дезсредств. Так, по неполным данным в 2000 г. общий объем импорта дезинфицирующих средств в Россию превысил 17 млн. долларов США и увеличился в сравнении с 1999г. примерно в полтора раза, физический объем ввезенных средств вырос за тот же период более чем в 1,7 раза, а номенклатура - с 60 до 80 наименований.

Из Германии, Израиля, Голландии, Словении и ряда других стран ввезено более 500 тонн дезинфицирующих средств. В то же время отечественными предприятиями выпускается весьма ограниченная номенклатура дезинфицирующих средств, часть из которых давно и безнадежно устарела. Указанное в полной мере применимо и к средствам для дезинсекции, дератизации. С учетом изложенного закономерным является вывод о том, что в Российской Федерации преимущественное развитие получает рынок импортируемых дезинфицирующих средств, что заметно тормозит развитие отечественного производства.

Важным, и в то же время недостаточно проанализированным является вопрос об экономической эффективности работы организаций дезинфекционного профиля. Общеизвестно, что на рубль, вложенный в профилактику заболеваний приходится 10 рублей экономии средств, которые складываются из затрат на лечение, социальных выплат, не выпущенной продукции и т.д. Какую долю в этой экономии занимают дезинфекционные мероприятия. Можно предположить что заметную, однако точного ответа на этот вопрос нет, что лишает нас аргументов в работе с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов, районов по привлечению средств на проведение дезмероприятий.

Сегодня проводится 11-й ежегодный съезд национальной организации дезинфекционистов. Десять лет - это срок достаточный, для того чтобы подводить итоги. Очевидно, что за это время выполнена огромная и чрезвычайно важная работа. Организация дезинфекционистов страны заняла свое заметное место в общей системе профилактических медицинских организаций, консолидировала сотни организаций. Известны усилия НОД в методическом, юридическом обеспечении деятельности. Ежегодно проводимые съезды, а также региональные совещания позволяют не только внимательно анализировать состояние дездела в стране, но и готовить актуальные предложения по его совершенствованию.

Вместе с тем, сегодня необходимо обсудить направления дальнейшего совершенствования дезинфекционной деятельности, и в этом контексте работа НОД не может быть отделена от общих задач, формируемых и решаемых Минздравом России.

Важнейшими задачами предстоящего периода являются:
- завершение реорганизации дезинфекционной службы, создание единой сети организаций дезинфекционного профиля, как неотъемлемой составной части государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;
- обеспечение эффективного взаимодействия организаций дезинфекционного профиля и центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора во всех сферах в интересах охраны здоровья населения Российской Федерации;
- анализ экономических аспектов дезинфекционной деятельности, реализация мер, направленных на увеличение объемов и качества дезинфекционных работ, более широкое привлечение для этих целей средств местных бюджетов;
- создание системы взаимодействия негосударственных организаций дезинфекционного профиля с аналогичными государственными организациями и центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора с целью координации деятельности, консолидации усилий для решения актуальных проблем профилактики, повышения ответственности за качество и эффективность проводимых мероприятий;
- определение роли и места НОД в системе до -и последипломной подготовки специалистов, их сертификации, лицензировании организаций;
- укрепление взаимодействия НОД и Минздрава России, Департамента госсанэпиднадзора, использование для этого опыта совместной работы Департамента госсанэпиднадзора с научными медицинскими обществами гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов, паразитологов, другими общественными организациями;
- установление и расширение международных связей, изучение и использование зарубежного опыта в организации и проведении дезмероприятий;
- значительное расширение научных исследований по актуальным проблемам дезинфектологии, организация внедрения научных результатов в деятельность практических организаций;
- разработка и реализация новых форм работы с населением по вопросам дезинфекции, дезинсекции, дератизации как составной части общей системы гигиенического образования и воспитания населения, популяризация деятельности учреждений дезинфекционного профиля;
- совершенствование организационной структуры и практической деятельности НОД, расширение взаимодействия НОД с государственными и общественными организациями в стране и за рубежом.

В успешном решении этих и ряда других задач залог дальнейшего развития дезинфекционного дела - важной составной части российского здравоохранения.

Заместитель руководителя Департамента госсанэпиднадзора Н.В.Шестопалов

Hosted by uCoz